Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:



Анонсы журналов > Экономические журналы > "SmartMoney" - N31 (16-22 октября 2006)


"SmartMoney" - N31 (16-22 октября 2006)


"SmartMoney" - N31 (16-22 октября 2006) Обложка номера
(увеличить)

Наркотики против олигархов. Как устроен и работает наркобизнес в нефтяных столицах?
290-тысячный Сургут с бюджетом, которому миллионная Казань может только завидовать,—столица не только одноименной нефтегазовой компании, но и главная в Западной Сибири перевалочная база для наркотрафика из Афганистана. Наркодилеры слетаются в Ханты-Мансийский автономный округ, где расположены "столицы" "Сургутнефтегаза", ТНК-BP и ЮКОСа (теперь "Роснефти"), как мухи на мед. Неудивительно, что по количеству наркоманов на 100 000 населения округ уверенно держит первое место в стране. И нефтяные генералы не знают, что с этим делать.
 
Среди местных распространено убеждение, что наркобизнес пришел в регион вслед за частными нефтяниками. Гибнут люди и сейчас. По официальным данным, за лето в Сургуте умерли 117 наркозависимых. По данным Госнаркоконтроля, в Сургуте 3761 наркоман, а местный психоневрологический диспансер в 2005 г. насчитал 5181. Врачи советует эту цифру умножать на пять: в статистику попадают только те, кто попал на лечение после передозировки или был приведен в диспансер насильно. Выходит, 9% жителей города—наркоманы.
 
Наркомания стала не только катастрофой для местного населения, но и серьезной проблемой для местного бизнеса. Половина экономически активных жителей Сургута работает на двух градообразующих предприятиях—в "Сургутнефтегазе" и "Сургутгазпроме". Аналогичные проблемы в соседних Нефтеюганске, Когалыме, Нижневартовске и Мегионе—нефтяных столицах "Роснефти", ЛУКОЙЛа, ТНК-ВР и "Славнефти". Косвенно или напрямую наркомания затронула едва ли не всех работников отрасли.
 
Не пойман, а вор. Почему в европейских магазинах воруют покупатели, а в отечественных—в основном продавцы?
Потери российских магазинов от воровства на первый взгляд невелики. Розничные сети, по оценкам немногочисленных аналитиков, взявшихся за изучение этой деликатной проблемы, теряют от 0,2 до 1% от оборота в год. Немного?
 
Отечественные ритейлеры начали всерьез задумываться о проблеме воровства сравнительно недавно. В 1990-е все сводилось к найму охранников. Сложную антиворовскую технику начали применять лишь в новом веке. Вооруженных новейшими технологиями магазины ждали удивительные открытия.
 
Михаил Назаров пришел в "Копейку" в 2001 г., как раз на первой волне интереса к магазинному воровству. Бывший пограничник, раньше занимавшийся обеспечением безопасности семей сослуживцев в горячих точках, лучше других понимал, что враг может таиться где угодно. В первую очередь Назаров решил проверить кассиров. Он помнил, что в Советском Cоюзе больше всех воровали именно они. Как оказалось, за прошедшие годы привычки кассиров не слишком-то изменились.
 
На всех кассах универсама установили тогда еще диковинную систему кэш-контроля. Специальное программное обеспечение помогает анализировать, насколько адекватны действия кассира. Скажем, проводит он через кассу пять разных бутылок пива, а чек выбивает как за пять одинаковых—система бьет тревогу.
 
Вдоволь наиграться с новой техникой новоиспеченный начальник службы безопасности не успел: уже после первых тестовых испытаний системы кэш-контроля почти все кассиры из каширской "Копейки" уволились.
 
"Мы с ребятами насчитали больше 60 способов, позволяющих кассиру обманывать магазин",—вспоминает Назаров. По масштабам это жульничество не шло ни в какое сравнение с обсчетом покупателей. Тех намного не обсчитаешь, да и дело опасное — того и гляди нарвешься на того, кто хорошо считает в уме.
 
Рядовые кассиры, как установил Назаров, обычно работают в связке с менеджерами торгового зала, а иногда даже с покупателями или охранниками. Типичная схема выглядит так: человек берет, скажем, несколько бутылок дорогого коньяка, а чек ему пробивают за обычную водку. Уворованный коньяк—пополам. Или упаковщица наклеивает на семгу чек, как будто это селедка, а прибылью делится с кассиром.
 
Еще одна популярная схема—когда кассир, заметив, что покупатель забыл чек, аннулирует его, а деньги забирает себе.
 
За короткое время служба безопасности "Копейки" снизила общий уровень воровства в сети втрое. И все—за счет борьбы с продавцами.
 
Покупатели, как выяснилось, воровали совсем немного. По оценке Назарова, на их долю приходится около 15% краж. Гендиректор Агентства исследования и предотвращения потерь Игорь Чумарин считает, что чуть больше: 20–25% краж совершают покупатели, 70%—персонал, остальное можно списать на ошибки учета.
 
Низкие зарплаты и большой спрос на кассиров и продавцов приводят к тому, что россияне, в отличие от западных коллег, не особенно держатся за свое место работы. Некоторое время назад Агентство исследования и предотвращения потерь создало онлайновую базу неблагонадежных торговых работников. Сегодня к ней обращаются 20 раз в сутки. Это капля в море—в день столичные сети нанимают на два порядка больше сотрудников.
 
Что мешает развитию услуг авиационного такси?
Говорят, Сергей Недорослев, совладелец компании Air Management Group (AMG), которая полгода назад запустила проект авиационного такси, поначалу сам изумлялся, откуда порой берутся клиенты. Первый рейс оранжевого пятиместного самолетика "Гжель" с надписью Dexter на борту по нескольким городам России в середине марта выполнил лично председатель совета директоров AMG Евгений Андрачников. Среди первых пассажиров, как он говорит, были, в частности, член Совета Федерации и кто-то из "Российской газеты". Но большинство все-таки—спешащие по делам в регионы представители коммерческих структур, на обслуживание которых и рассчитан проект.
 
Сейчас Недорослев спросу уже не удивляется, а, напротив, предвидит его бурный рост. До 2008 г. предприниматель намерен вложить в проект $80 млн. К тому времени Dexter должен охватить 208 пар городов. В более отдаленных планах—$400 млн инвестиций.
 
Недорослев не единственный, кто предсказывает авиатакси большое будущее. Своя программа "развития перевозок с использованием малой авиации" имеется у правительства Москвы, которое контролирует крупного чартерного авиаперевозчика "Атлант Союз", также готовящегося запустить проект крылатого такси. Компания "Мосвнешинформ" по заказу мэрии за $1 млн провела соответствующее маркетинговое исследование и спрогнозировала рост рынка услуг для малой авиации, которую предполагается задействовать в программе, с $10 млн в 2006 г. до $600 млн в 2010 г.
 
Может ли российский производитель обуви конкурировать с китайскими?
Андрей Бережной, основатель и генеральный директор торгового дома "Белка", выпускающего мужскую обувь под маркой Ralf Ringer, отчаянно борется с дефицитом собственной продукции. "Теряем деньги!—жалуется он.—В апреле получили от дилеров заказ на поставку 1,2 млн пар для зимнего сезона, но были вынуждены срезать его на 15%, поскольку успеваем выпустить только 980 000 пар". Две фабрики Ralf Ringer не могут выйти на проектную мощность. Идти простым путем—разместить заказ на недостающие объемы в Китае, как поступает большинство российских торговцев обувью, Бережной не захотел. Вместо этого он поднял отпускные цены—как раз на те самые 15%.
 
Вполне логичный, казалось бы, шаг. Да только не ко времени. Из-за границы к нам завозят все больше недорогой качественной обуви, напрямую конкурирующей с Ralf Ringer. Прошлой осенью вступило в силу правительственное постановление № 605, по которому таможенные пошлины на кожаную обувь ценой до ?15 евро были снижены до ?2, а свыше ?15 евро—10%, но не менее ?1,8. До этого пошлины были примерно вдвое выше, поэтому неудивительно, что инициатива принесла весьма заметные плоды. По данным Федеральной таможенной службы, в первом полугодии 2006 г. в страну официально завезли 17,9 млн пар кожаной обуви на $247,6 млн—против 5,7 млн пар на $79 млн за тот же период в прошлом году.
 
Импортировать обувь выгоднее и проще, чем производить. "Если бы у меня лет десять назад был выбор, я бы все бросил и начал возить обувь из Китая,—говорит Владимир Денисенко, гендиректор фабрики "Юничел"—второго по величине производителя обуви в стране.—Но я просто не мог бросить производство, существующее с 1932 г., на произвол судьбы".
 
У Бережного выбор был. Он пришел в обувной бизнес почти случайно, его руки не сковывало тяжелое наследство—фабрики, встретившие начало 1990-х в упадке. Тем не менее сегодня рыночная стратегия Бережного не слишком отличается от стратегии "естественного" фабриканта Денисенко. Вместо того чтобы покупать товар в "обувной Мекке"—Китае, выпускающем сейчас почти 60% всей обуви в мире, Бережной создал себе, как он сам выражается, "головную боль на несколько тысяч пар" на родине.
 
Московская фабрика "Буревестник", площади которой много лет арендовала Ralf Ringer, вышла на максимальные объемы еще в 2004 г.—она не может выпускать больше 86 000 пар в месяц. Две собственные фабрики Ralf Ringer во Владимире и Зарайске пока выдают лишь 44 000 и 8500 пар в месяц. "Очень тяжело дотянуть до нужной мощности сразу два проекта",—вздыхает Бережной. И готовится продать часть компании портфельному инвестору.
 
Зачем Капитал Групп приглашает дорогих западных архитекторов?
Девелоперская компания "Капитал Групп" шесть лет назад сделала ставку на дорогую архитектуру, изысканность и гламур. "Если делать, то лучше всех",—без ложной скромности излагает корпоративное кредо коммерческий директор компании Алексей Белоусов. Проекты "Капитал Груп" иногда не могут стартовать по три года, но, с точки зрения руководства компании, это не такая уж беда—все равно все распродается, да еще и по большей цене.
 
Среди полусотни уже построенных и еще строящихся зданий "Капитал Групп" не найдется двух одинаковых. Компания за все 15 лет своего существования ни разу не связывалась с панельным жильем, а строила бизнес-класс и офисные центры. "Мы никогда не покупали участок с уже готовым проектом,—рассказывает Алексей Белоусов.—Всегда тщательно обдумываем архитектуру. Все-таки продукт не должен быть застоявшимся, иначе в какой-то момент появится проблема ликвидности". По своей стратегии "Капитал Групп" похожа на концерн "Крост", который также строит жилье бизнес-класса, и компанию Mirax Group, одного из лидеров монолитного домостроения.
 
Первый оригинальный архитектурный проект "Капитал Групп"—жилой комплекс "Соколиное гнездо", построенный в 2000–2002 гг. по проекту бюро "Остоженка" возле станции метро "Сокол". Это четыре высотные башни с пентхаусами, отделанными стеклянными фасадами цвета ультрамарин. Сначала хотели построить здание в форме пирамиды, но необычный силуэт не вписывался в имперский стиль района, а кроме того, проектировщики затруднялись "разыграть пространство" внутри конусообразного дома.
 
Идею, как действовать дальше, по словам Белоусова, подкинул покупатель одной из квартир в "Соколином гнезде". Он принес на согласование в компанию проект планировки квартиры, совершенно не похожий на все виденное специалистами "Капитал Групп" ранее. Планировку рисовали архитекторы из Сочи. "Мы подумали, что архитектор не из московской среды мог бы привнести в наши объекты много нового. Так возникла мысль поискать авторов за границей",—вспоминает топ-менеджер "Капитал Групп".
 
История успеха: Промсвязьбанк
Промсвязьбанк—один из лидеров по темпам роста в тридцатке крупнейших банков страны. И при этом абсолютный лидер по закрытости. Помимо информации, которую он обязан предоставлять в ЦБ, о нем чрезвычайно трудно что либо выяснить—даже рейтинговым агентствам, которым информация о ПСБ очень нужна, ведь банк—крупный заемщик на рынке еврооблигаций. Однако ПСБ в последние годы развивался так своеобразно, что попытаться восстановить историю этого развития имеет смысл даже на основе крайне скудной информации, имеющейся на рынке.
 
Водка в России—особый товар. Она важнее еды, одежды и вообще практически всего остального
И это не просто философский вывод, а основа для бизнес-модели, призванной спасти торговый дом "Кристалл-Лефортово" от снижения рыночной доли, вызванного тем, что основной поставщик торгового дома—московский завод "Кристалл"—продолжает терять завоеванные еще в советское время позиции.
 
Одному из крупнейших в мире производителей одежды, американской VF Corporation (бренды Wrangler, Lee, The North Face, JanSport и др.), собственная розничная сеть приносит примерно 13% выручки. Это и понятно: в индустрии, в которой работает VF, развитие собственного ритейла—модный тренд. Совсем другое дело—рынок продуктов питания: здесь производителю со своими магазинами нечего ловить. "Фирменные" торговые точки не выдерживают конкуренции с супермаркетами—те просто удобнее для потребителей. Недаром в прошлом году свою сеть из 12 магазинов свернул мясокомбинат "Черкизовский". Не получили развития розничные проекты кондитеров—питерской фабрики имени Крупской и московского "Красного Октября". А вот ТД "Кристалл-Лефортово", владеющему крупным пакетом акций завода "Кристалл", фирменные магазины, ассортимент которых на 90% состоит из крепкого отечественного алкоголя, приносят почти 9% выручки. Выходит, структура продаж у "Кристалл-Лефортово"—скорее как у VF, чем как у "Черкизовского".
 

"Сравнили колбасу с водкой,—смеется Александр Немцов, руководитель отдела Московского НИИ психиатрии, автор работ "Алкогольный урон регионов России" и "Алкогольная смертность в России".—Сила продукта доминирует над законами розничного рынка, ничего не поделаешь, пресловутый российский менталитет". Специалисты по русской душе из "Кристалл-Лефортово" собираются за год развернуть сеть из 200 магазинов "Кристалл", 164 из которых откроют франчайзи в регионах. "В идеале,—говорит гендиректор торгового дома Виктор Алексеев,—мы должны довести продажи через фирменную сеть до 25% от оборота "Кристалл-Лефортово"". Это даже более амбициозный план, чем у VF,—американская корпорация хочет к 2010 г. довести долю продаж через свои магазины до 18%.




Журнал "SmartMoney"
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Анонс журнала опубликован 19 Октября 2006 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100