Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:



Статьи из журналов > Экономические журналы > Один в поле воин


Один в поле воин


Автор: Владимир Симонов
Источник: "Наша власть: дела и лица" - N9 (сентябрь 2006)

Алексей Васильевич Гордеев
Заслуженный экономист Российской Федерации, доктор экономических наук, действительный член, академик Российской академии сельскохозяйственных наук, министр сельского хозяйства РФ.

Родился 28 февраля 1955 г. в г. Франкфурт-на-Одере (ГДР). В 23 года окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, строил Байкало-Амурскую магистраль, работал в Москве старшим прорабом в ремонтно-строительном тресте, главным механиком, начальником отдела строительных и лесных материалов Главного управления материально-технического снабжения Министерства плодоовощного хозяйства РСФСР, позже - заместитель генерального директора по материально-техническому снабжению Агропромышленного комбината "Москва" в Московской обл., потом работал председателем, генеральным директором ПТО "Агропромсервис" в том же комбинате. В 1992 г. окончил Академию народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, назначен начальником управления сельского хозяйства, заместителем Главы администрации Люберецкого района Московской области, позже - начальник, руководитель Департамента экономики Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. В 1998 году стал первым заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, в 1999-м – министром. Имеет государственные награды, в том числе награжден Медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени; Орденом Почета.
 
Он постоянно бросает обвинения в адрес исполнительной власти, заявляя, что та "не выполняет задач, которые на нее возложены". Но Алексея Гордеева никак не упрекнешь в популизме: нет большего критика сельского хозяйства, чем сам министр, и к тому же в отличие от многочисленного популистского племени он – наперекор "махровому бюрократизму, который существует во всех, к сожалению, органах государственной власти", – работает, точнее, пашет, борозда за бороздой, как упорный владимирский тяжеловоз, непаханое поле проблем российского АПК. Министр признается: "Мне часто говорят, что в регионах, в закрытых аудиториях я выступаю на грани дозволенного. Но я это делаю не из-за того, что мне важен какой-то имидж. Мне не нужно избираться: как назначили, так и уволят. Просто в эти минуты я чувствую себя как панфиловец – позади АПК, и вся его надежда на тебя. Если ты это не решишь, никто не решит. И может, это я так устроен, но мне стыдно и обидно, когда я вижу очевидные вещи, умышленно или по глупости упущенные, нерешенные".

Чего он добивается? Установления нормальных ценовых соотношений между сельским хозяйством и другими отраслями экономики; создания эффективной рыночной инфраструктуры, в которой государству отводится регулирующая роль в виде системы товарных и закупочных интервенций; эффективной внешней торговли продовольствием при защитных мерах для импорта производимых внутри страны товаров и поощрения выхода российской продукции на зарубежные рынки; финансового оздоровления предприятий, снимая с них пени и штрафы, реструктурируя долги, образовавшиеся за годы завышенных кредитных ставок; создания сельской кредитно-финансовой системы; перевооружения и модернизации отечественного АПК. И это еще не все поставленные им задачи…
 
Нет – дотациям, да – кредитам
Месяц спустя после того, как был дан старт приоритетному национальному проекту "Развитие АПК", Алексей Гордеев со свойственной ему прямотой обрисовывал сложившееся положение: "Более трети сельскохозяйственных организаций являются убыточными. Идет процесс контрастного разделения: сильные хозяйства становятся все сильнее, а слабые – все беднее и беднее, но это тоже российские деревни, села, а главное, там проживают миллионы людей. Средняя месячная зарплата работников сельского хозяйства составляет на сегодня 3580 рублей, или 43% от общероссийского уровня. По принятой методике расчетов за чертой бедности находятся свыше 50% сельского населения. Уровень занятости сельского населения в трудоспособном возрасте составляет всего лишь 68%. Доля инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составляет всего 4% от общего объема инвестиций в экономику, это значительно ниже, чем вклад сельского хозяйства в развитие экономики, и это в четыре с половиной раза меньше, чем в 1991 году. Снижается уровень технической оснащенности сельского хозяйства, и как следствие, в сельскохозяйственном производстве не используются значительные площади плодородной пашни, низким остается уровень применения минеральных удобрений и химических средств защиты растений".

Надо признать, Алексею Гордееву отрасль досталась уже смертельно больной: падение сельхозпроизводства до 97-го года было почти в два раза. Но за эти семь лет, что он руководит Минсельхозом, все же удалось прекратить спад, более того – на 30% восстановить прежние объемы производства к уровню 90-го года. При сохранении существующих темпов роста, по расчетам министра, Россия могла бы за три-четыре года выйти на уровень 100%. И в этом смысле, большие надежды – на приоритетный национальный проект "Развитие АПК".
Считать, что этот проект способен вывезти наше сельское хозяйство из критического положения, было бы наивно. Да и сам министр признает, что проект не способен кардинально поменять качество сельской жизни. У проекта другие, более скромные, но вполне конкретные цели. Например, за два года нарастить производство молока на 4,5%, при том, что в 2005 произошло падение на 3%, и нарастить производство мяса на 7%, при том, что прежде рост был нулевой. Главная стратегическая задача в другом. "Я надеюсь, что этот проект как раз заложит ту основу – не субъективную, а объективную – как надо государству строить в стране агропродовольственную политику", – говорит Гордеев.

Наверное, стоит вспомнить, что сам проект возник не на пустом месте. До него было множество решений, таких, например, как создание Россельхозбанка. Появилось субсидирование процентной ставки по кредитам. Всего, по подсчетам министра, за 7 лет было принято порядка 40 решений, в корне изменивших не только положение в отрасли, но и само отношение к ней. "Пренебрежительно-высокомерное отношение к селу в нашем обществе, прежде всего в его высших сферах, переломлено", – с удовлетворением констатирует Гордеев.

По мнению министра, самым главным разрушительным последствием для села от перехода России из социализма в капитализм стало то, что "человек оказался просто брошенным. Брошенным государством, властью, брошенным обществом". Сельхозпроизводители были отданы на откуп рыночного произвола, и каждый научился выживать, кто как сумеет. Но очень долго сельхозпроизводители по инерции продолжали верить в государство. "Еще лет десять назад селянин считал: должны дать – потом спишут, должны приехать за его продукцией и потом выгодно продать, должны организовывать, воспитывать. Этот период прошел. Сейчас они готовы работать в жестких рыночных условиях", – говорит Гордеев.

Теперь тем из сельских хозяйств, которым удалось выжить, для роста необходима поддержка – не помощь, а именно поддержка государства. Не дотации – кредиты.

Гордееву удалось добиться перелома в отношении государства к сельскому хозяйству. На сегодняшний день, по его словам, "период экономического дарвинизма" наконец закончился.

До недавнего времени с кредитами на сельское производство – зона повышенного риска – дела обстояли из рук вон плохо. В коммерческих банках кредиты было невозможно получить не только на развитие и техническое перевооружение, но даже для проведения сезонных работ. Прежде в России был государственный Агропромбанк с широкой сетью филиалов на местах, но 10 лет назад его продали в частные руки, а 2 года спустя, он разорился. В канун дефолта 1998 года банковские счета были заблокированы практически у трех четвертей всех хозяйств.

Созданный 5 лет назад указом Президента РФ новый государственный сельскохозяйственный банк, Россельхозбанк, начинался с нуля, но уже имеет филиалы в каждом регионе страны, и в ближайшие годы ставится задача полностью восстановить сеть филиалов и отделений – примерно 1600 – которые были в Агропромбанке.

Другая проблема сельхозпроизводителей – долги по кредитам, накопившиеся из-за несправедливо завышенных процентных ставок – тоже решается. Принятое по очень настойчивой инициативе Минсельхоза Постановление правительства о финансовом оздоровлении дало сельхозпроизводителям реальный шанс подняться. В программах финансового оздоровления уже на 1 января 2006 года приняли участие более 12 тысяч сельскохозяйственных товаропроизводителей – 45,1% от общего количества хозяйств, нуждающихся в реструктуризации долгов, у которых было списано 29,3 млрд руб. штрафов и пеней; реструктуризировано 80 млрд руб. долга. Просроченная кредиторская задолженность сократилась с 112,9 до 87,6 млрд руб., или на 22,4%.

Правда, государственные кредиты даются далеко не всем. Прежде всего – тем фермерам, у которых застрахованы урожай, скот. Государство готово обеспечить поддержку в страховании в виде 50%-ной ставки страховых тарифов. Бюджетные расходы на эти цели за 3 последних года увеличили в 10 раз. На следующий год Минсельхоз хочет добавить к ним еще 1 млрд руб. В результате наметился переход от страхования только зерновых культур к страхованию садов, скота. Но главное условие для получения кредита – хозяйство должно быть прибыльным или хотя бы иметь нулевой баланс – убыточным предприятиям доступ к льготной схеме государственной поддержки закрыт.

По оценкам Минсельхоза, сегодня примерно 50% хозяйств могут взять по лизингу и скот, и технику. Надо сказать, что Министерство проводит довольно жесткую политику, требуя от Россельхозбанка устанавливать в качестве залога непосредственно предмет лизинга и максимально сокращать бумажную волокиту.

Эта политика приносит первые плоды. До того, как Гордеев стал министром сельского хозяйства, российские фермеры давали 3% валовой продукции, сегодня – 6%. Но и это очень мало. По мнению министра, фермеров нужно объединять, государство же должно принять участие в создании вокруг таких объединений инфраструктуры под управлением самих фермеров. Это позволит им решать задачи и роста производства, и сбыта. "Их будущее, их спасение в одном: кооперация, другого пути у нас нет", – считает Гордеев.

Что же касается личных подворий, то и они впервые смогли получать государственные кредиты. Причем Минсельхоз требует от Россельхозбанка выдавать кредиты по упрощенной схеме так называемых "кредитов на доверии", когда до 30 тыс. руб. выдается семье просто под письмо главы сельсовета. Никаких залогов и поручительств не требуется. Достаточно лишь работнику банка посетить подворье и лично убедиться, что семья трудится, имеет скот. Это куда лучше, чем десяток бумажек. Кстати, за последние годы невозврат кредитов Россельхозбанку составил всего 1%.

Задача получения полной информации о том, что на самом деле происходит в деревне, была поставлена перед прошедшей недавно всероссийской сельскохозяйственной переписью, которая не проводилась со времен Владимира Ильича Ленина. За 85 лет ни одно правительство так и не отважилось на этот подвиг. Минсельхоз Гордеева отважилось – и провело.

Его часто просят приехать в регионы, и раз в неделю, а то и чаще министр выезжает в командировки. "Статистика статистикой, но когда ты видишь все сам и руками это можешь пощупать, видишь глаза людей, ты не только узнаешь что-то новое, но и сам заряжаешься энергией, вооружаешься новыми аргументами и начинаешь по-новому чувствовать свою ответственность".

Коренная сфера
Сельское хозяйство Алексей Гордеев называет "коренной сферой", в которую входит сохранение культурных традиций, трудовых и людских резервов, геополитический контроль над территорией страны, и многое другое, "что трудно оценить в деньгах, трудно понять, сколько за это надо платить, но платить надо".

Сегодня огромные территории России пустуют, и Гордеев не исключает, что образовавшийся вакуум могут заполнить экономически активные соседи, те же китайцы, к примеру. "Идентификацию территорий", по мнению министра, можно обеспечить лишь с помощью сельского хозяйства. Пока же огромные сельскохозяйственные территории не только не являются самодостаточными, но даже не вписываются в общее экономическое пространство страны. "Ползучая миграция создает проблемы даже для стран ЕС, но у нас она реально может обернуться колоссальной катастрофой... боязно даже подумать, что может быть через 25-30 лет, если не переломить существующую тенденцию", – сокрушается Гордеев.

Необходимо интенсивное развитие государственно-частного партнерства в сельском хозяйстве. Особенность этой отрасли – в наличии больших экономических рисков, и если государство не разделит эти риски вместе с бизнесом, в аграрный сектор никогда не придут капиталы. А значит случится то, о чем "боязно даже подумать". В частности, по этой причине и появился проект закона "О развитии сельского хозяйства", где ставится задача построения стратегии устойчивого развития сельских территорий.

Пока же, доля инвестиций в основной капитал по сельскому хозяйству составляет всего 3,1% от общих инвестиций в экономику страны. Министр приводит цифры: сегодня из-за технологического отставания и низкой обеспеченности техникой ежегодно на полях остается до 14% выращенного урожая, еще до 11% теряется из-за несовершенства техники, т.е. теряем до 25%. В России до сих пор нет современного отечественного пропашного трактора, производительность и надежность российских зерноуборочных комбайнов в два раза ниже зарубежных. Нет современных комплектующих для сельскохозяйственного машиностроения, прежде всего двигателей, гидравлических устройств, резинотехники, кинематики и др. "В связи с этим возникает вопрос: способна ли Россия перейти на новый технологический уклад и осуществить технологическое межотраслевое выравнивание на принципах либеральной экономики или необходимо применить дополнительные меры государственного регулирования и координации?" –спрашивал Гордеев на совещании под руководством Президента Российской Федерации В.В. Путина в Ижевске, в июне 2006 года.

Важнейшей мерой государственного регулирования должно стать решение проблемы ценовых несоответствий между АПК и другими отраслями. Проблема архисложная. В развитых аграрных державах ей занимаются уже не первое столетие, но и там межотраслевые ценовые балансы все еще далеко не идеальны. В России же с ее варварским капитализмом эта проблема остра как нигде. Делаются лишь первые, робкие попытки нащупать, найти подходы к ее решению – например, в форме частичной бюджетной компенсации вздорожания ГСМ.

Начиная с 90-х годов, наблюдается постоянное опережение темпов роста цен на энергоресурсы (нефтепродукты, электроэнергия, газ) над темпами роста цен на сельхозпродукцию. Особенно ярко выражен диспаритет цен на горюче-смазочные материалы и продукцию растениеводства. Если за последние 15 лет цена на зерно увеличилась в 10 раз, то цена на дизельное топливо за тот же период – более чем в 120 раз. Так, в 1990 году для приобретения 1 тонны дизельного топлива достаточно было реализовать 0,5 тонны зерна, в 2000 году – уже около 3 тонн, а в 2005 – более 6 тонн.

Диспаритет цен за 15 лет украл у аграриев 500 млрд рублей. Гордеев предложил правительству возмещать АПК разницу между ростом цены на топливо и на сельхозпродукцию. "Мы просили 15 млрд рублей, чтобы покрыть хотя бы на 20% ценовой разрыв прошлого года, а получили 5. Но даже эти деньги, поступившие в марте-апреле, сыграли огромную экономическую и психологическую роль, они снизили нагрузку на производителей и тем самым подняли их доход".

Через сильное сопротивление, но все же постепенно внедряются первые инструменты государственного регулирования рынка сельхозпродукции. Товарные и закупочные интервенции уже становятся привычной реальностью зернового российского рынка. Также как и квоты на импортное мясо. Правда, Гордеева обвиняют в том, что эти квоты якобы подстегнули рост цен, но при этом забывают, что именно они позволили сегодня говорить о приоритетных проектах в области животноводства.

Курсу Гордеева на господдержку отечественных производителей противостоят многомиллиардные интересы импортеров продовольствия, их лобби, которое навязывает России различного рода "западные модели". "Обидно другое – на самом Западе того, что они нам навязывают, нет! Да, коммерция есть коммерция, всегда есть соблазн заработать деньги, но не думаю, что надо зарабатывать, продавая интересы страны, ослабляя ее экономически и политически", – возмущается министр.

Между тем Россия неуклонно теряет свой отечественный рынок сельхозпродукции. Теряет отечественных производителей. Рост импорта продовольствия значительно опережает рост производства собственных продуктов питания. По данным министра, в 2005 году в Россию импортировано важнейших продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 25% больше, чем в предыдущем году. В настоящее время доля импортных продуктов в общем объеме формирования товарных ресурсов продовольствия на внутреннем рынке составляет около 33%, то есть ровно треть. По мнению Гордеева, порог продовольственной безопасности страны превышен, необходимо срочно принимать закон "О продовольственной безопасности", законопроект которого несколько лет назад был заслушан в первом чтении депутатами Госдумы, но так и остался на стадии доработки.

Министр не устает убеждать в том, что продовольственную проблему нужно решать только за счет комплексного развития национального АПК. Огромная ошибка считать, что ее можно решить иначе – "добыть побольше нефти и за счет этого купить продукты". Такой путь неминуемо приведет к краху. "По сути, мы имеем дело с демпингом, говоря простым языком, за счет субсидий снижается стоимость и соответственно цена на это продовольствие, а когда такого рода заграничная продукция заходит на рынок, и она начинают доминировать у нас, и компании западные, и в целом страны затем повышают цены, то наши граждане вынуждены платить столько, сколько назначают, потому что другой альтернативы нет, нет своего", – объясняет Гордеев.

Двойные стандарты ВТО
Россия уже второе десятилетие ведет переговоры по присоединению к Всемирной торговой организации. Министр Гордеев, едва вступив в переговорный процесс, стал противником сложившейся в ВТО системы двойных стандартов. "Западные страны, номинируя новых членов, представляют дело так, будто они выдают им некий "сертификат цивилизованности". Получается, что если ты не член ВТО, ты входишь в число второсортных стран. Пойманные на эту идеологическую "уловку" страны становятся крайне беззащитными и от них уже на этапе вступления в ВТО требуют подчиняться правилам этой международной организации, абстрактному либеральному эталону. Однако этот стандарт фактически не распространяется на тех, кто уже вступил в ВТО и может, оставаясь на словах либералом, заботиться только о собственных интересах и предельно жестко защищать свои рынки", – объясняет министр.

Западные страны пытаются переломить переговорную позицию России, требуя от нее отказаться от и без того малого уровня господдержки сельского хозяйства и защитных мер отечественных производителей, который установлен на ближайшее будущее (уровень поддержки сельского хозяйства – 9 млрд 200 млн долл., уровень импортных пошлин будет в два раза выше, чем в настоящее время). Россия достаточно сделала уступок, считает министр, и дальше уже отступать некуда.

Гордеев намерен продолжать борьбу и после того, как нас в ВТО примут: "Мы будем бороться за отмену двойных стандартов в мировой торговле. Мы станем реальным "штабом недовольных", который будет серьезно говорить с западными странами – не только об аграрных рынках, но и о финансовых рынках, и о защите национальной промышленности".

Планы министра идут еще дальше – завоевание Россией продовольственного рынка стран Евросоюза. Реальность осуществления этих планов Гордеев аргументирует так. В Европе – очень высокий уровень дотаций и субсидий на сельское хозяйство – примерно, в 40 раз больше, чем в России. Евросоюз вынужден идти по тупиковому пути, когда не стимулируется само производство продукции, а просто финансовые ресурсы распределяются среди фермеров. Гордеев прогнозирует, что это приведет к тому, что в Евросоюзе будет сокращаться производство сельскохозяйственной продукции, и при продуманной господдержке наших сельхозпроизводителей, при техническом перевооружении отрасли, в России будет производиться гораздо больше продукции с куда наименьшими затратами. Благодаря крайне низкой урбанизации сельских территорий российские продукты будут к тому же более конкурентоспособными по своему качеству. "Так что, у нас есть все шансы, как и 100 лет назад, начинать кормить Европу, но при этом надо, конечно, в первую очередь, накормить собственный народ", – говорит Алексей Гордеев.

Есть у него стратегический план и в отношении Сибири – экспортировать оттуда зерно крупным импортерам: Китаю, Японии, Корее. В общей сложности в этих странах потребляется ежегодно от 15 до 20 млн тонн продовольственного зерна. Они покупают зерно в Австралии, в Соединенных Штатах Америки и Канаде. "Сейчас мы ведем довольно жесткие переговоры с китайцами и японцами. И если мы откроем эти рынки, потенциально Сибирь сможет туда продавать около 5 млн тонн – это как раз тот избыточный ресурс, – и это довольно существенно подняло бы экономику и Алтайского края, и Новосибирской, и Омской областей", – планирует министр.



Журнал "Наша власть: дела и лица"
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Статья опубликована 12 Октября 2006 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100