Туристско-рекреационные зоны послужат возрождению России, если правоохранительные
органы не будут против. Пропаганда здорового и малозатратного образа жизни – "в
нашем районе под сенью берез кучу здоровья мне отдых принес" – ведется с незапамятных
времен, однако, несмотря на все усилия поэтов, патриотический туризм при всей
своей привлекательности оставался вынужденной альтернативой для тех, кто не имел
визовых возможностей вздыхать о далекой родине в опротивевшем Баден-Бадене. Падение
железного занавеса породило ряд любопытных парадоксов – турецкий берег, многократно
заклеймленный в качестве символа космополитизма, обходится отдыхающим дешевле,
чем отечественные курорты, и, несмотря на происки "серых волков" и курдских сепаратистов,
остается куда более безопасным местом, чем родное Подмосковье. Перенаправить туристские
потоки с выгодой для бюджета призваны поправки к недавно принятому федеральному
закону об особых экономических зонах, благодаря которым привлекать инвестиции
Россия начнет с помощью такого эффективного механизма как туристско-рекреационные
зоны.
"Данные изменения в законодательстве призваны помочь регионам, не обладающим
достаточным производственным потенциалом, но имеющим необходимые ресурсы для развития
туризма", – пояснил депутат от "Единой России" Владимир Крупчак. Между тем, проблем
здесь хватает. Одной из причин слабости нашей туристической индустрии заместитель
руководителя Федерального агентства по туризму Анатолий Ярочкин считает неразвитость
инфраструктуры. Туристско-рекреационные зоны призваны поднять на новый уровень
развитие инфраструктуры туризма, и государство свою роль, помимо сбора налогов,
видит в следующем: определив перспективные места, зоны, оно создаст необходимые
инженерные основы, то есть "дорогу и три трубы: канализация, вода и газ", под
приход частного инвестора. Дальнейшее благоустройство инвесторы, по мысли агентства,
охотно возьмут на себя.
По словам Ярочкина, во многих регионах страны, которые вполне приспособлены для
развития туризма, это явление понимается как песни у костра и не более того. Но
туризм на самом деле – это серьезная экономическая составляющая, и просто "надо
немножко всколыхнуть появлением эти поправок территории, чтобы они задумались,
где у них можно реально развивать туристическую составляющую экономики региона".
Это дает новые возможности для граждан России, для иностранных туристов увидеть
новые места, отдохнуть, заняться культурно-познавательным туризмом. Но такая практика
может принести и новые рабочие места, прекратить кое-где отток трудоспособного
населения в большие города. Последним по счету преимуществом новой идеи чиновник
называет и увеличение налоговых отчислений всех уровней. В качестве наживки для
инвесторов предполагается пятилетнее освобождение от уплаты аренды земельного
участка и налога на имущество.
Отличие туристско-рекреационных зон от уже узаконенных технико-внедренческих
и промышленных в том, что они могут создаваться на территории одновременно нескольких
субъектов, допускается строительство жилого фонда, чтобы обслуживающий персонал
жил неподалеку от места своей работы. На многих территориях, которые в будущем
видятся как особые экономические зоны туристско-рекреационного характера, в силу
разных причин ни муниципальные образования, ни региональные власти не имеют достаточных
средств для создания именно инженерной инфраструктуры. Агентство в первую очередь
рассчитывает на российский капитал, т.к. довольно много компаний пытаются сегодня
диверсифировать свою деятельность. Поэтому Ярочкин уверен, что заявок на участие
в туристско-рекреационных зонах будет много. Бурлит самим богом созданный для
неги Краснодарский край с его единственным в стране длительным периодом лета и
влажными субтропиками, привлекательный для любителей истории, экологического и
горнолыжного туризма и пр. Наблюдаются телодвижения в других регионах – например,
по заказу Комитета по внешнеэкономической деятельности Правительства Москвы разработана
и утверждена Концепция комплексного развития туристско-рекреационной зоны "Золотое
кольцо Москвы". Проектно-изыскательские работы по шести первоочередным объектам
туристско-рекреационной зоны выполняются недостаточно высокими темпами и без
увязки с соседними городскими объектами, зато создан и действует Координационный
совет. Есть интересные задумки и в глубинке – с надеждой посматривают на красоты
местной природы в Архангельске (Соловки, Сольвычегодск, Каргополь, Малые Корелы
и т.д.) и даже в Иркутске. Что касается флагмана реформ Санкт-Петербурга, там
передовую идею оценили намного раньше своих федеральных товарищей – Закон Санкт-Петербурга
"О туристско-рекреационной зоне экономического развития "Царскосельская" был
принят еще в 2000 г., но благодаря бдительности правоохранительных органов об
этом быстро пришлось пожалеть.
Льготный налоговый режим для резидентов зоны предусматривал освобождение от уплаты
всех налогов, сборов и платежей в части сумм, подлежащих зачислению в бюджет Санкт-Петербурга,
на семь лет со дня получения статуса резидента. Зона была призвана стимулировать
инвестиционные процессы, направленные на реставрацию, сохранение и развитие памятников
архитектуры, дворцовых и парковых ансамблей городов Пушкина и Павловска; создание
современной инфраструктуры туризма и отдыха, позволяющей эффективно и бережно
использовать исторические и культурные ценности и обеспечивающей спрос на данный
вид услуг на внутреннем и внешнем рынках; обеспечение занятости населения; формирование
условий для сокращения расходов бюджета Санкт-Петербурга, связанных с финансированием
мероприятий развития городов Пушкина и Павловска. Ожидалось строительство
гостиниц, кемпингов, автостоянок, ресторанов, кафе, столовых, спортивно-развлекательных
и зрелищных комплексов; создание новых и расширение действующих производств
по выпуску товаров потребительского и производственного назначения в сфере
обслуживания туризма и отдыха, развитие услуг в сфере туризма и отдыха,
включая транспортные, а также информационное и коммуникационное освоение территорий
городов Пушкина и Павловска; развитие исторического и культурного потенциалов
этих мест. Судя по всему, администрация Санкт-Петербурга рассчитывала в значительной
мере переложить бремя расходов по содержанию жемчужин дворцового зодчества
на плечи потребителей туристских услуг, но этим планам не суждено было сбыться
благодаря отделу Генеральной прокуратуры России в Северо-Западном федеральном
округе. По его заявлению суд признал недействующими городские законы о зонах экономического
развития (ЗЭР). Решения суда вступили в законную силу, Законодательное Собрание
Санкт-Петербурга долго выжидало, поставив себя тем самым под угрозу роспуска,
но в конце концов сдалось и отменило непопулярные законы.
Еще до вступления в силу решений суда, налоговые органы начали взыскание налогов,
не уплаченных резидентами ЗЭР из-за необоснованно полученных льгот, а также штрафов.
Весной 2002 г. межрайонная инспекция №2 Управления Министерства России по налогам
и сборам по Санкт-Петербургу провела камеральную проверку ЗАО "Царскосельская
энергетическая компания". Энергетики еще в феврале 2001 г. заключили договор
о ведении хозяйственной деятельности на территории зоны "Царскосельская".
Согласно федеральному закону дополнительные льготы по налогу на прибыль, установленные
региональными властями до 1 июля 2001 г., действуют до окончания срока, на который
они были предоставлены. Если же срок действия таких льгот не установлен, то они
действуют до окончания срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более
трех лет. Арбитражный суд первой и апелляционной инстанций признал право энергетической
компании на льготу, полученную до вступления в силу решения суда, обоснованным.
Но кассационная коллегия согласилась с доводами налоговой инспекции. Решение
суда не обрадовало компании, клюнувшие на льготы по налогу на прибыль и имущество,
– всего в "Царскосельской" налоговые льготы имели семь промышленных предприятий,
а также непосредственно музей-заповедник "Царское село".
Идея туристско-рекреационных территорий и зон туристической активности в Петербурге
еще живет – в качестве возможных заповедников для туризма назывались "Набережная
Лейтенанта Шмидта", "Царскосельская", "ГМЗ "Царское Село", "ГМЗ "Павловск",
"Исторический центр Пушкина", "Исторический центр Павловска", "Петродворцовая",
"ГМЗ "Петергоф" и полтора десятка других привлекательных объектов. Запоздалые
поправки к федеральному закону позволят легализовать инициативу регионалов, чтобы
активность в России могли проявлять не только прокурорские работники и суды всех
звеньев.
Для развития туризма правоохранительные органы могли бы сыграть благотворную
роль несколько в другом направлении – в борьбе с преступным миром, о существовании
которого в многочисленных налоговых спорах они постепенно начали забывать.
Даже если предположить, что идея туристских зон будет полностью реализована,
обрадованные инвесторы откроют тугие кошельки и благоустроят до неузнаваемости
видавшие виды достопримечательности, в ближайшие годы спрос на туристские
услуги в России по-прежнему будут предъявлять главным образом любители экстремального
отдыха, причем не самые бедные. Рост стоимости здорового отдыха неизбежен – на
вопрос, можно ли совместить европейский уровень гостиниц с ценами ниже европейских,
Анатолий Ярочкин философски отвечает: "Наверное, это задача непосильная". При
таких условиях – с многозвездными ценами и ордами хулиганов – турист, наверное
и даже скорее всего, найдет себе рекреационную зону совершенно в другом месте.