Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:



Статьи из журналов > Экономические журналы > Почему интеллектуальный капитализм обходит Россию стороной?


Почему интеллектуальный капитализм обходит Россию стороной?


Автор: Екатерина Смирнова
Источник: "Конкуренция и рынок" - N1(29) (март 2006)

Доверие! Это есть главная пружина, придающая регулярное движение всему общественному механизму и ручательство за постоянный успех во всех отраслях промышленности.

Несмотря на значительное оживление, наблюдаемое в последние годы в секторе реального производства, экономика России по-прежнему остается ориентированной преимущественно на добычу и первичную переработку сырья.

Хотя пример стран с развитой экономикой показывает, что наиболее доходным является развитие высокотехнологичных производств, ориентированных на выпуск наукоемкого продукта.

Где начинается отставание российских предпринимателей в мировой "гонке технологий"? Об этом наш корреспондент беседует с директором ЗАО "Инновации ленинградских институтов и предприятий" Николаем Ермиловым.

- Николай Николаевич, что, на Ваш взгляд, мешает развитию инновационной экономики в России?

- Во-первых - отсутствие настоящей рыночной конкуренции. Причиной тому - необычайная живучесть традиций плановой экономики, когда промышленное производство ориентировано на получение продукта с заданными техническими параметрами. В настоящей ситуации наиболее важны экономические параметры, рыночная востребованность и конкурентоспособность продукта, что обеспечит рентабельность его производства. Инновации - это реализованные новшества, основанные на научных исследованиях. Реализация может произойти быстро, когда потребности рынка известны и предлагаются улучшающие инновации, которые заранее востребованы, либо через какое-то время, когда речь идет о прорывных, революционных инновациях, рынок которых еще не сложился, еще "сырой". Его нужно формировать, а делать это гораздо сложнее и, конечно, рискованнее.

Поэтому было бы неправильно утверждать, что любая инновация возникает исключительно вследствие потребностей рынка. Но на рынок она обязательно должна дойти. А для этого должна существовать конкуренция, которая стимулирует предприятие к обновлению продукции.

Во-вторых, у нас разорвалось огромное количество технологических цепочек и связей. Вот простой пример. В советское время над постройкой одного военного корабля с полной комплектацией необходимого оборудования работало множество разных предприятий внутри России. А теперь нашему Балтийскому заводу заказывают корпуса, а комплектующие идут от иностранного заказчика. Почему? Потому что разорваны цепочки - либо нам не доверяют, либо мы сами не можем взять выполнение работ полностью на себя.

Третья причина - нехватка денег в реальном секторе экономики, в частности, в инновационной сфере. Прежде всего, нет "длинных" денег - под небольшие проценты и на достаточно длительный срок, с помощью которых можно было бы запустить инновационный проект. Для серьезных инноваций нужны кредиты, и не слишком дорогие, а их практически нет.

Поэтому предприятия, заинтересованные в инновационном процессе, пытаются изыскать собственные средства. У нас это достаточно распространенная схема. Понятно, однако, что больших денег таким образом не получить. Оборотного капитала немного, и он нужен для поддержания самого производства.

Кроме того, на каждом этапе инновационного процесса должно существовать множество разнообразных поддерживающих организаций - финансовых, консалтинговых, маркетинговых, производственных. Главное, конечно, это финансовые структуры - "бизнес-ангелы": венчурные фонды, гарантийные фонды, государственные фонды поддержки, страховые лизинговые компании, пенсионные фонды, фонды прямого инвестирования. Что мы сейчас имеем в России? В области малого инновационного предпринимательства успешно работает лишь один фонд - "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере". И все. Еще есть некоторые программы банков по малому бизнесу. Но, во-первых, они работают на малое предпринимательство, а не на инновационное, а во-вторых, они работают в очень ограниченных масштабах, обычно на основе залоговых схем. Как правило, залог малые инновационные предприятия предоставить не могут.

В-четвертых, существует кадровая проблема. Нет профессиональных руководителей - менеджеров, способных к реализации крупных инновационных проектов, и нет исполнителей - профессиональных конструкторов и инженеров, когорта которых была практически ликвидирована вслед за развалившейся производственной сферой. Сами ученые чаще всего коммерциализацию своих идей обеспечить не могут. Жизнь показывает, что когда человек всерьез начинает заниматься коммерциализацией, он вынужден отойти от науки. Поэтому необходимо иметь строго определенное разделение участников инновационного процесса на менеджеров, ученых, изобретателей, инженеров, отношения между которыми должны строиться на четком взаимопонимании. У нас, к сожалению, не всегда такое понимание присутствует, мало опыта подобных переговоров, мало консалтинга в этих сложных областях.

- В чем проблемы низкой инновационной активности университетов и НИИ?

- Вопрос о низкой инновационной активности университетов и НИИ существенно связан с первым вопросом. Это вопрос востребованности. Но есть и другая причина. Перед университетами и НИИ стоят другие задачи. Главная функция вузов - подготовка профессиональных кадров, а НИИ являются основным звеном в системе научных исследований.

Прилагать максимум усилий для коммерциализации результатов научной деятельности они просто не могут. Как раз для этого и создаются в мире технологические парки и инновационно-технологические центры. Они должны формировать среду, способствующую коммерциализации инновационных разработок. Отрадно, что в университетах сейчас идет возвращение к взаимодействию с промышленными предприятиями.

Но, к сожалению, в этом плане иностранные фирмы работают пока активней, чем отечественные. К тому же за ними стоит ресурс, который позволяет им рисковать и сразу комплексно выходить на рынок.

- Может ли российский бизнес выступить локомотивом инновационной экономики?

- Если исходить из финансовых возможностей, может. Инновационная активность может пойти от сырьевых отраслей, сильных лоббистов своих интересов. Положительные примеры тому уже есть. Но, во-первых, это не правило, а скорее исключение, а во-вторых, в этих проектах обычно задействованы их же отраслевые НИИ. Таким образом, инновации обычно не выходят за рамки отраслей. А настоящие прорывы как раз совершаются на межотраслевом уровне. Когда мы с нашими перспективными разработками обращаемся в частные компании, в том числе и в сырьевой сектор, нам практически все без исключения отвечают: "Стадия научно- технических работ нас не интересует. Когда у вас будет промышленный или полупромышленный образец, мы с удовольствием вернемся к вашему предложению". А чтобы получить такой образец, нужны деньги. Инвестиции в инновационный сектор идут с колоссальной осторожностью. Чтобы изменить ситуацию, должна быть высокая конкуренция, вынуждающая рисковать и идти на финансирование научно-исследовательского этапа. Иначе на последующих этапах компании окажешься в проигрыше - либо идею подхватят другие, либо надо будет делать значительно большие вложения. Ведь 90% стоимости товара создается путем вложения 10% на раннем этапе. Но при этом и риск больше. А снизить риск можно, уделяя больше внимания развитию научной сферы. Например, в Германии доля вложения в научную сферу доходит до 3,5% ВВП, во Франции подходят к такому же уровню, а в России этот показатель только приближается к 2%. Инновационная активность заработает на полную силу, когда будет создана необходимая мотивационная среда инфраструктура, способная обеспечить сложный, длительный, затратный, рискованный процесс создания и внедрения инноваций. Инновации явно обходят экономику России стороной.

А что вы думаете о том, что важно совершить, чтобы интеллект россиян превратился в ресурс благополучия Отечества?




Журнал "Конкуренция и рынок"
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Статья опубликована 29 Июня 2006 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100