Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:



Статьи из журналов > Экономические журналы > Арифметика рынка убеждений


Арифметика рынка убеждений


Источник: "Наша власть: дела и лица" - N5 (май 2006)

Чтобы изменить ход истории, нужны убеждения, ум и честь, но и деньги играют в этом предприятии немалую роль. "Трибун, зовущий к бою всех, в ком ненависть свежа", тоже нуждается в еде, одежде и офисном помещении – особенно если он весьма далек от того, чтобы сеять зерна мятежа, никаких авантюр не замышляет и вообще едва ли имеет какие-то убеждения. Обо всем этом побеспокоилось российское государство, конструируя в законе "О политических партиях" правила финансирования этих важнейших институтов гражданского общества. Недавно передовые отряды классов и социальных групп снесли в Центризбирком очередные отчеты об освоении денежных средств. Значимость этого мероприятия тем более возрастает, что объем государственного довольствия для партий возрос в 10 раз.
 
Стремление стимулировать неравнодушие населения старо как мир – еще в Древней Греции за исполнение общественных обязанностей выплачивали по три обола в день, что было весьма приятной суммой для бедняков. Однако до содержания политических партий за счет государства очень долго не могли додуматься, да и необходимости в нем не ощущалось. В правых партиях состояли ни в чем не нуждавшиеся лица, да и революции благодаря топорной политике власти получались малобюджетными мероприятиями – электорат сносил голыми руками неприступные крепости и рубил королям головы совершенно бесплатно. Такой поворот событий делал власти хитрее, политическая деятельность становилась профессиональной и требовала все больше средств. Чтобы обеспечить финансирование социальных перемен, партии не останавливались ни перед чем – участвовали в боксерских поединках, занимались бизнесом, грабили почтовые поезда и не возражали против инвестиций из-за рубежа (даже в военное время). Немалую роль играли пожертвования со стороны денежных тузов в расчете на будущие преференции, которые не всегда шли на пользу. Не все учитывают печальный опыт лучшего друга РСДРП Саввы Морозова, равно как и Фрица Тиссена, который щедро финансировал деятельность НСДАП и вопреки ожиданиям угодил в концлагерь (эта печальная история иногда повторяется).
 
В советское время единственная партия активно занималась предпринимательством, издавала художественную литературу, не всегда отвечавшую принципу партийности, и потому не бедствовала, хотя сращивание государственного и партийного аппарата в СССР также не следует сбрасывать со счета. Однако, в конце концов, и те государства, где партии не являлись руководящей и направляющей силой, стали задумываться об их частичном финансировании под предлогом гарантий обеспечения избирательного процесса и контроля за деятельностью этих монстров, которые неизвестно что затевают в своих штабах. Денежные потоки очень помогают и в приручении вожаков рабочих окраин, которые при умелом с ними обращении превращаются в кротких овечек в костюмах от Версаче. В этом деле Российская Федерация отнюдь не является первопроходцем.
 
В наше время финансовая несамостоятельность партий характерна практически для всех государств мира. Банкротство членских взносов как главной структурной составляющей партийных бюджетов специалисты объясняют рядом причин, возникших почти одновременно в последней четверти минувшего столетия. Сказывается почти повсеместная утрата политическими партиями массового характера. В последние 15–20 лет основной функцией партий, позволяющей решать их главную задачу, стала интеграция и мобилизация избирателей, увеличение числа сторонников. Партии совсем не обязательно быть массовой – важно, чтобы состав ее сторонников был как можно более широким. В падении авторитета партий винят также усиление других организаций гражданского общества, которые оказались более способными воспринять и пытаться обеспечивать интересы граждан – социальные, экономические, культурные, профессиональные и другие. В результате роль политических партий как выразителей интересов общества и, соответственно, доверие к ним резко снизилось.
 
Наиболее долго взносы как источник процветания сохраняли значение в левых партиях, которые в отличие от парламентских говорилен не могли рассчитывать на поддержку крупных собственников. Однако к концу 70-х гг. и там ситуация стала меняться. В 90-х гг. согласно официальной партийной статистике, которая, как считается, завышает этот показатель, доля членских взносов в общей сумме финансового обеспечения партий составляла в среднем не более 25%. Зато появились новые источники финансирования партий, по масштабам существенно превосходящие традиционные. Речь идет о государственном и частном финансировании и о новых возможностях, связанных с предпринимательской деятельностью политических партий.
 
К бюджетным сосцам политические партии Запада начали припадать в 60 – 70-е годы. ХХ века. Пионером государственного финансирования партий в законодательном порядке стала ФРГ.  В 60-х гг. оно было введено во Франции, Австрии, Швеции, Финляндии, Дании и в 70-х гг. – в Италии, Норвегии, Канаде и США. В первую очередь могли торжествовать победившие на выборах партии, а также пользовавшиеся широкой поддержкой избирателей. Партии стремятся соответствовать критериям, позволяющим получить максимальную финансовую поддержку государства, тем более что в большинстве случаев государство выделяет на финансирование партий далеко не символическую сумму. Например, в Германии на эти цели государство расходовало 1 млрд марок ежегодно. Некоторые современные партийные объединения на 80% зависят от государственного финансирования.
 
Россию в этом отношении можно считать отстающей – здесь государственное финансирование в 1999 г. составило в совокупных поступлениях в избирательные фонды 1,5% от общей величины. Однако отчетливо обозначилась тенденция к росту "присутствия" государственных финансов в экономической поддержке российских партий. В частности, закон "О политических партиях" (2001 г.) установил сумму государственных субсидий не менее чем в 160 млн руб. Поскольку точкой отсчета является МРОТ, который имеет свойство возрастать, положительная динамика не может не коснуться и этой формы поддержки политической активности. Сейчас за каждый голос избирателя, полученный федеральным списком кандидатов, выдвинутым политической партией, она будет получать пятерку, а в просторечии "петра". О предстоящей прибавке к жалованью было известно заранее – парламентские партии сами за нее голосовали – и к подведению итогов своей финансовой деятельности отнеслись не менее внимательно, чем к борьбе за умы избирателей, имеющей теперь и финансовую подоплеку. Отчеты о поступлении и расходовании средств в отчетном году были представлены в срок и на высоком художественном уровне.
 
Полки увидели "петра"
При знакомстве с финансовыми отчетами партий бросается в глаза их аскетизм – трудно понять, как слуги народа умудряются существовать на эти скромные средства. Чуть больше миллиарда рублей (1 007 064 385) едва сумела снискать на свои мелкие расходы сама "Единая Россия", остальные партии отстают на порядок и вообще непонятно как сводят концы с концами – "Партия жизни" набрала 137 млн руб. (она единственная из фаворитов не получает бюджетного финансирования), "Родина" 130 млн, ЛДПР – 93,2 млн, КПРФ – 61,7 млн, СПС – 45 млн, "Яблоко" – 35,1 млн, "Партия пенсионеров" – 34,6 млн, "Аграрная партия" – 25,2 млн руб. По-видимому, выручает их то, что иногда удается экономить – например, "Единая Россия" традиционно ничего не платит за публикации о своих мероприятиях в местной прессе, которые вызывают столь бурный интерес читателей, что СМИ вынуждены выделять на эти цели лучших корреспондентов. Такая же ситуация складывается на центральном телевидении – то, что говорят Грызлов, Исаев и т.п., настолько захватывающе интересно, что их хочется снимать и показывать почти в каждом выпуске новостей.
 
Действительно, прошли времена, когда партии могли существовать на членские взносы – только у КПРФ они составляют почти половину доходов (47,56 %). Поправить дела за счет единомышленников может позволить себе "Единая Россия" (3,83 %), да еще у АПР членские взносы чуть превышают 4 % всех поступлений на текущий счет. Остальные партии либо вообще освобождают своих членов от неприятных расходов, либо процент соответствующих поборов трудноразличим (ЛДПР – 0,098%, СПС – 0,05%). Предпринимательская деятельность партий не настолько масштабна, чтобы стать для них серьезным подспорьем – "Единой России" она, видимо, не очень нужна (0,01% прихода), но и КПРФ получает от нее чуть больше 5%. Такие поборники экономической самодеятельности населения, как матрешки из СПС, предпринимательством вообще не занимаются. В отчете приходится указывать доходы от гражданских сделок – партии что-то интенсивно продают (здесь неоспоримый чемпион – "Партия жизни" с 8,75 %), а также иную не запрещенную законом прибыль. Что это такое, не уточняется, возможно, что-то падает с неба, но таких незапрещенных доходов у "единороссов" набралось на 12 млн руб.
 
Не так велика и зависит от объема прочих поступлений (пожертвований со стороны частного сектора деньгами и вещами) доля бюджетного финансирования – получается, что наибольшее значение оно имеет для тех, в чьем благополучии истеблишмент не слишком заинтересован (КПРФ – 6,19%, АПР – 4,36%, "Яблоко" – 3,7%); например, для "медведей" бюджетные деньги составляют всего 1,13% всей партийной кубышки. Однако положение будет постепенно меняться – впечатление о беспристрастности законодателя, который расточает бюджетные средства, невзирая на политические взгляды получателей, с успехом достигнуто, и процент федеральных средств в партийных кассах будет расти. Если "Единая Россия" в прошлом году получила чуть больше 11 млн руб., то теперь получит 113 млн руб. На эти деньги хотя и нельзя удовлетворить растущие запросы аппарата (168 млн руб.), но их, по крайней мере, можно потратить на второстепенные задачи, например, на ведение партийной пропаганды (65 млн руб.) или на выборы (74 млн руб.).
 
Содержание руководящих органов остается главной статьей расходов очень многих партий как левого, так и правого толка. По оценке Александра Вешнякова, проверенного арбитра политических ристалищ нашего времени, на содержание самих партий уходит до   60% наличных средств, из них до 30% расходуется на содержание центрального аппарата. Однако у фаворитов избирательных гонок ситуация еще более красноречивая – "Родина" тратит на органы 75% бюджета (почти поровну уходит в центр и на регионы), "Единая Россия" 72,47% (17 и 55,4% соответственно). Даже КПРФ бросает на эти цели 59,8% своих трудовых сбережений (правда, там центр удерживает всего 12,2%, отдавая остальное товарищам с периферии). Как ни странно, только либерал-демократы тратят на себя меньше 3% и потому предстают перед удивленными массами настоящими подвижниками.
 
"А я ни на что подписываться не буду. Я экономить буду"
"Каникулы в Простоквашино"
Традиционно затратные съезды и прочие форумы миролюбивых сил отнимают у партий не так много сил и средств. ЛДПР распыляет на них около 0,03%, привычная к партийным слетам КПРФ около 4%, "Родина" около 5%, а "единороссы" занимают золотую середину (3,14%). В других статьях показатели "медведей" заметно меньше, и на них постепенно начинают равняться другие партии, то ли рассматривая их в качестве рецепта успеха, то ли, наоборот, не принимая всерьез политические баталии, итоги которых надолго предопределены.
 
На выборы, пропаганду и содержание СМИ "Единая Россия" направила в общей сложности 14,34% расходов, не желая бросать деньги на ветер, когда у ее ног – по данным избиркомов – и так группируется почти весь избиратель. Несколько больше (27,35%) потратила на эти цели КПРФ, еще больше (только на выборы и пропаганду) – "Яблоко" и СПС (34,7 и 38% соответственно), проводящие теперь время на скамейке запасных. Никак не укладывается в голове, что не все в России можно купить, у лидера ЛДПР, заплатившего за выборы и пропаганду 89% расходной части своего бюджета. Итоги выборов 2003 г. показали, что деньги у нас все-таки не главное (чемпионом расточительности – 7,3 млн  долл. – стал провалившийся с треском СПС, 4,7 млн долл. потратило многострадальное "Яблоко", а КПРФ "пущала пропаганды" всего на 1,8 млн долл.), и, вероятно, эти бесполезные в наших условиях расходы не будут слишком бурно расти. Большинство партий на СМИ не тратят ничего или платят им символическую тысячу рублей. И дело здесь вовсе не в нехватке средств – остаток, перенесенный на следующий год, у основных партий колеблется от 0,99% (от израсходованных за год средств) у ЛДПР до 39,7% у "Едра". Заметно выбиваются из этого диапазона только хомяки-"яблочники", которые сэкономили 90,6%.
 
Приближаются к "медвежьим" и расходы партий на благотворительность. Если "Едро" отвело на эти цели 0,98% затрат на свою уставную деятельность, то примерно столько же не жалко и остальным – выпадают из общего ряда разве что коммунисты, вероятно, по-прежнему полагающие, что подачки унижают (0,35%), и "Яблоко", предпочитающее дать в руки избирателя удочку, чем ловить для него рыбу (0,23%). Странно выглядят разве что 0,09% ЛДПР, лидер которой порывается одаривать избирателей даже в храме Христа Спасителя (возможно, он организует это дело на собственные скромные сбережения).
 
Как выражаются специалисты, во всех странах мира, вставших на путь демократии, партийная система все более превращается в лидера организации делегирования властных полномочий народа государственным законотворческим и управляющим структурам. Есть все основания полагать, что государство и впредь всеми доступными ему средствами будет влиять на деятельность партий в своих интересах. В свою очередь, партии будут все больше утрачивать статус общественных организаций с вытекающими последствиями. Избиратель все меньше понимает различия политических направлений, которые не так уж значительны – еще дореволюционные авторы отмечали, что настоящая борьба идет между представителями одного и того же класса, которые могут принимать принципиальные программы только для привлечения голосов.
 
Внимание партий, вероятно, и в дальнейшем будет сосредоточено на укреплении благосостояния своих испытанных кадров, и это не может не устраивать всех участников политического процесса. Не обидятся на партии жертвователи – примерно в той же пропорции (себе побольше, на производство поменьше) расходуют имеющиеся средства они сами. Ничего иного не ждут от партий избиратели, немалая доля которых также ориентирована на стяжательство и рассчитывает на понимание своих нужд со стороны потенциальных законодателей. Не имеет к ним претензий и чиновничество, которое алчность партий вполне устраивает, хотя и по другим причинам.
 
В нормальных условиях партия существует для того, чтобы взять власть и сделать жизнь лучше, но на этом пути очень много препятствий. Самые неотложные преобразования часто перевешивает быт – как известно, герой Островского категорически отрицал возможность повторного вторжения Наполеона на Русь, ссылаясь на занятость последнего отделкой дворцов и комнат на острове Святой Елены. Государственное финансирование призвано закрепить эту положительную тенденцию. Дело не только в том, что без партий демократическое государство не так смотрится, – все их теперешние начинания заслуживают хороших стимулов. Если партия глубоко сознает задачи, стоящие перед государством, то кроме прямых вливаний из бюджета, она вправе рассчитывать и на финансирование со стороны участников хозяйственного оборота. Хотя их дружеское участие обеспечивает некоторым партиям почти 100% доходов, пока что самые крупные рыбы предпочитают не всплывать на поверхность – самым щедрым спонсором "медведей" в отчете числится такой туз как Челябинский кузнечно-прессовый завод, едва набравший для своих кумиров 7 млн руб. По каким-то причинам не проявляют своих политических симпатий олигархи, но если только лед тронется, "Едро", без сомнения, внакладе не будет. Менее гибкие организации, вероятно, получат меньше, не говоря о тех, кто вообще не понимает текущего момента и морочит голову себе и другим невнятными принципами социальной справедливости (таких Минюст не регистрирует, и суды, твердо стоящие на почве закона, помочь им, как правило, ничем не могут).
 

Такое положение дело вполне оправданно – как выражаются ученые, временное ослабление напряженности в межклассовых отношениях и другие обстоятельства существенно сблизили позиции левых и правых по целому ряду вопросов. Для нынешних потребностей общества лучших партий, чем те, что состоят на довольствии в Центризбиркоме, трудно даже представить. Когда ситуация изменится, не помогут никакие деньги, но это будет уже совсем другая история, в которой никто из современных операторов рынка убеждений, скорее всего, участвовать не сможет.




Журнал "Наша власть: дела и лица"
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Статья опубликована 13 Июня 2006 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100