Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:



Статьи из журналов > Экономические журналы > …О главном


…О главном


Автор: Владимир Симонов
Источник: "Наша власть: дела и лица" - N5 (май 2006)

Уже седьмое по счету, ежегодное Послание Президента РФ Федеральному собранию во многом удивило мировое со­общество, а если точнее – устроило насто­ящий переполох. В отличие от предыдущих посланий, с которыми президент всегда выступал в последней декаде апреля, нынешнее запоздало на две недели. Скорее всего, это говорит о том, что Владимир Путин уже после своих помощников как следует поработал над посланием сам. Что явно ощущается во всей стилистике произнесенной президентом речи.
 
Ежегодные послания Путина всегда тща­тельно изучаются, причем не только у нас в России, но и за рубежом. На сей раз крем­ленологи увидели в послании "ответ русско­го медведя американскому волку" и предпосылки возрождения "холодной войны", совершенно не обратив внимание на главный посыл президента – духовное и экономическое возрождение страны. "Владимир Путин возродил призрак "холодной войны", сравнив США с ненасытным волком и констатировав, что гонка вооружений еще не окончена", – написала "Дейли телеграф". Впрочем, далеко не все СМИ на западе оказались столь близорукими. Например, "Тайм": "Российский президент ясно дал понять, что считает себя главой поднимающегося государства, освободившегося от деградации 1990-х гг. и отстаивающего свои интересы даже там, где они сталкиваются с инте­ресами Вашингтона… обращение показало, что администрация Бу­ша обращается к России, которой уже не существует". "Фигаро": "…от­вет Дику Чейни не был главной целью выступления Путина. Он предложил свое видение России, сильной в экономическом и военном плане, влиятельной на международной арене, занимающей достойное место среди наиболее развитых в промышленном отношении стран".
 
Послание это, на самом деле, бы­ло обращено вовсе не к Федераль­ному собранию. И не в первую очередь к мировому сообществу, а прежде всего – к правительству. Правда, президент не учинил раз­носа кабинету минист­ров, даже серьезной критики в его адрес не высказал, но достаточно резко вы­сказался в адрес чиновников и круп­ного частного капитала. Владимир Путин признал, что "несмотря на предпринимаемые усилия", устра­нить коррупцию ("одно из самых серь­езных препятствий на пути нашего развития") до сих пор не удалось. Действительно, о кор­рупции чиновников президент говорил и в своих предыдущих посланиях, эта тема не раз под­нималась во многих его выступлениях в по­следние годы. На сей раз президент был ка­тегоричен, дав всем понять, что больше не на­мерен церемониться с взяточниками и мздо­­имцами и что пришло время переходить к эф­фективным действиям. "Считаю, что социаль­ная ответственность должна быть основой де­ятельности и чиновников, и представителей бизнеса, и они обязаны помнить, что источ­ни­ком благополучия и процветания России яв­ляется народ. Государство же обязано сделать так, чтобы это было не на словах, а на де­ле", – заявил Владимир Путин. Глава государства, отметив "беспрецедентное в исто­рии личное обогащение за счет большинст­ва граждан", пообещал, что контроль над биз­несменами с миллиардными состояниями будет продолжаться. Как говорят эксперты, не исключено, что таким образом власть по­дала сигнал: не легализуете доходы, упрятанные за пределами России, можете са­ми быть упрятаны за решетку. Премьер-министр Михаил Фрадков отреагировал быст­ро и сразу же поручил Герману Грефу в течение месяца подготовить поправки к законодательству, которые бы оградили бизнес от произвола чиновников.
 
Возможно, в этом послании президент охва­тил далеко не все важнейшие для страны темы. Например, Геннадий Зюганов, ру­ко­водитель фракции КПРФ в Госдуме, пожало­вался: "Большим недочетом этого послания является отсутствие внимания к аграрному комплексу страны, который влачит жалкое существование". И другие политики, и пред­ставители оппозиции, и ана­литики находили "недочеты" в послании, и все же его без всяких преувеличений можно назвать историческим.
 
Национальная безопасность или "холодная война"?
Военно-стратегическая тема стала клю­чевым элементом президентского послания. Это произошло впервые за все время пре­зидентских посланий, эксперты да­же счита­ют, что Владимир Путин озвучил еще один на­циональный проект. Этот проект вобрал в се­бя всю армейскую тематику – от сверхсо­временных ракет до офицерских квартир. И вро­де бы сегодня наша оборонка может, на­конец-то, вздохнуть с об­легчением: в 2005 г. гособоронзаказ был профинансирован прак­тически полностью, степень его выполнения – 97,3%. На во­оружение армии и флота по­ступили 146 но­вых образцов вооружения, за­вершены ис­пытания еще 415 образцов, впер­вые за последние годы войска получили 30 новых боевых самолетов. Выполнен госзаказ по стратегическим ракетам, ракетоноси­телям и космическим аппаратам. Более то­го, Министерству обороны даже не удалось освоить более 1 млрд рублей, выделенных на закупку вооружений, а "Роспрому" – 500 млн рублей на утилизацию списанного оружия. Гособоронзаказ этого года – около 9 млрд долларов, а в 2007 г. он подрастет на 20%.
 
Интересно вот что. Впервые цифры гос­оборонзаказа озвучены задолго до обозна­чения параметров бюджета. Дело в том, что решения по этим вопросам теперь будут оформляться в виде актов правительства или президента. То есть впервые не столько Мин­фин, сколько силовые структуры будут опре­делять масштабы финансирования оборонки.
 
Казалось бы, все не так уж плохо. Но вот что стоит за словами Путина "не палить день­ги зря"? В последние годы гособоронзаказ не только сравнялся с объемами внешнеэконо­мической прибыли от ВТС, но и превысил ее. Но в Минобороны считают, что это не повод для оптимизма. Основные фонды предприя­тий изношены на 80%. Следствие – падение качества продукции и рост ее конечной це­ны. Головная атомная подводная лодка клас­са "Борей" (для которой сейчас создается стратегический ракетный комплекс "Булава") несколько лет назад стоила в разы дешевле аналогичной субмарины, что заложена в этом году. Стратегическая ракета "Тополь-М" за последние 2 года выросла в цене в 3 раза. И так по каждому показателю.
 
Счетная палата РФ в 2005 г. в сфере национальной обороны выявила "финансо­вые нарушения" на сумму 1892,17 млн руб­лей. Наиболее коррупционными являются статьи бюджета, где "крутятся живые деньги": закупки вооружений, продовольст­вия и прочих материальных ресурсов. А также сфера обеспечения выплат денежного довольствия, социальных пособий и выдача и реализация государственных жилищных сертификатов. Всего в 2005 г. по итогам проверок Счетной палаты было направлено 45 материалов в Главную военную прокура­туру, в отношении военнослужащих и гражданского персонала Минобороны возбуждено 127 уголовных дел (по данным на 12 мая 2006 г.). А всего за период с 1999 по 2004 г., как сообщил глава Счетной палаты Сергей Степашин, выявлено "финансовых нарушений" на сумму свыше 14 млрд рублей. Прибавьте к этой сумме 1892,17 млн рублей, и вы получите общий итог разбазаренных денег всего за семь лет.
 
Все это говорит о том, что поставленная президентом перед ОПК цель требует, куда больших усилий, чем видится на первый взгляд. На передний план по значимости выходят задачи вовсе не количественного (бюджетного) порядка, а совершенно новые по качеству приоритеты, требующие значительных структурных перемен.
 
Сбережение нации
Реализация программы по поддержке рождаемости стартует 1 января 2007 г. "Мы много раз поднимали этот вопрос, но реально сделали мало", – заявил Путин, добавив, что каждый год население России уменьшается на 700 тыс. человек. "Мы должны сократить смертность, проводить эффективную миграционную политику и увеличить рождаемость". Президент предложил поднять пособие на первого ребенка с 700 до 1500 рублей, на второго до 3000 рублей. Во время отпуска по уходу за ребенком женщина должна получать до 40% своей зарплаты.
 
По оценкам Министерства финансов, на реализацию проекта ежегодно потребуется 30–40 млрд рублей. На так называемый "базовый материнский капитал" будет потрачено дополнительно 12–15 млрд рублей. В Министерстве здравоохранения тоже сделали расчеты: без учета "базового материнского капитала" проект обойдется бюджету 2007 г. в 30–33 млрд рублей.
 
Но оценки экспертов сильно расхо­дятся с правительственными. Член бюджетного комитета Оксана Дмитриева считает, что бюджетные расходы составят от 115,5 млрд до 118 млрд рублей. Организация среднего и малого бизнеса "Де­ловая Россия" предлагает потратить на демографические мероприятия около 570 млрд рублей.
 
Но какими бы огромными ни были расходы, странно одно, Александр Жуков, вице-премьер правительства России, заявляет: "Стабфонд не будем распечатывать даже для улучшения демографических показателей".
 
Как российский, так и мировой опыт говорят, что материальное стимулирование рождаемости может дать лишь временный, легкий, позитивный эффект, за которым, как правило, следует длительный спад. Аналитики отмечают, что на пособия среагирует самая обездоленная часть населения, но, например, по мнению соци­олога "Левада-центра" Ирины Палиловой, даже у женщин из малообеспеченных слоев населения стимулы родить ребен­ка крайне низкие, и пособия со льгота­ми вряд ли смогут что-то изменить. Для перелома создавшейся ситуации в первую очередь требуются такие изменения за­конодательства, чтобы женщина после рождения ребенка могла вернуться на рынок труда. Многие эксперты видят перспективный путь для повышения рожда­емости в привлечении в страну мигрантов. "Но когда говорят, что мы хотим привлекать в страну мигрантов определенного ка­чества, квалифицированных, законо­послушных, – это утопия!" – говорит за­ведующий лабораторией Центра демографии и экологии человека РАН Сергей Захаров.
 
Похоже, не стоит надеяться, что очередное денежное вливание в агонизирующую российскую демографию способно возродить ее к жизни. Однако все же стоит признать, что президент и правительство уже делают первые, серьезные конкретные шаги для решения этой проблемы. И совершенно очевидно, что за этими шагами последуют новые.
 
Рубль = Доллар?
Россия остается единственной из стран "Большой восьмерки", валюта которой не является мировой. Говоря о нефти и га­зе, Владимир Путин заявил: "Наши то­вары торгуются на мировых рынках. Почему не у нас?".
 
Уже с 1 июля нынешнего года пре­зидент предложил сделать рубль сво­бодно конвертируемой валютой (прежде пред­полагалось либерализовать валютный рынок с 1 января будущего года). Эксперты считают, что это решение не принципиально для рынка, так как для превращения рубля в валюту мирового уровня этих мер явно недостаточно.
 
Идея президента создать российскую биржу, на которой бы наши углеводороды торговались за рубли, казалось бы, давно лежит на поверхности. Кстати, Иран тоже создает собственную биржу, на которой иранская нефть будет продаваться за евро, а не за доллары, как это сегодня принято во всем мире.
 
В связи с идеями президента эксперты считают, что продажа сырья на экспорт за рубли приведет к тому, что центробанки стран-импортеров российской продукции начнут держать часть своих резервов в рублях. В частности, это позволит ЦБ получит эмиссионный доход, который об­разуется за счет эмиссии рублей, про­данных иностранным центробанкам. Причем такая эмиссия не вызывает инфляции. Центробанк России больше не будет требовать от иностранцев, которые по­купают отечественные активы, резерви­ровать часть суммы от стоимости сделки. Не будет соответственно таких требований и к россиянам. Но все это не сделает рубль долларом.
 
Конвертация рубля вещь условная. В ближайшее время невозможно, чтобы расчеты за нашу нефть, газ и лес на ми­ровых биржах велись в рублях. При ор­ганизации биржевых торгов сырьем для внутренних покупателей по оценкам Федеральной антимонопольной службы можно будет ежегодно экономить 1 млрд долларов. Однако чтобы на биржу пришли не только покупатели, но и продавцы, нужно заинтересовать в этом нефтяников. По мнению экспертов, им невыгодна прозрачность: картельный сговор так просто уже не устроишь, к тому же придется больше платить налогов государству. Выиграют в первую очередь те, кому сейчас государство диктует цены, – "Газпром" и РАО "ЕЭС".
 
Участники рынка считают, что формальное превращение рубля в свободно конвертируемую валюту – лишь начало долгого процесса, который может затянуться на десятилетия. Пока у России нет других отраслей, кроме сырьевой, которые могли бы выдержать конкуренцию в мире. Зависимость рубля от цен на нефть резко снижает возможность превращения рубля в стабильную валюту.
 
Пока цены на нефть и газ высоки, российской экономике ничто не угрожает, но в случае их резкого падения Россия может столкнуться с массированным оттоком капитала. Вывод один: российскому правительству все же стоит сосредоточиться на диверсификации экономики, а не ждать скорого превращения рубля в мировую валюту.
 
О преемниках...
Жесткий и требовательный тон президента при оценке ситуации в стране заставил по-новому взглянуть на проблему формирования национальных интересов России. И что не менее важно, как сложится ситуация в дальнейшем – после 2008 г. Пре­зидентские инициативы о наведении жесткого порядка в стране вызвали неоднозначную реакцию. В губернаторских кругах заговорили о необходимости продления президентского срока, кто-то под этим предлогом начал осуществлять чистки в силовых структурах. Но важно одно – речь идет о выстраивании новой качественной модели государственного управления, управления эффективного и нацеленного на результат – лучшее будущее России.
 
Тематика послания дает все основания говорить о тех возможностях, которые предоставлены двум ведущим политикам, претендующим на участие в президентской гонке 2008 г. Ход соревнования постоянно отслеживается во многих СМИ. Речь идет о первом вице-премьере Д. Медведеве и вице-премьере С. Иванове. Ведь первый сегодня ответственен не только за национальные проекты, за демографическую политику, а фактически – за будущее качество жизни россиян во всех проявлениях (здоровье, жилье, образование и пр.). Надо отдать должное самому Д. Медведеву – он очень мобилен и настойчив, последователен и требователен. Его оценка сложившейся ситуации не всегда нравится федеральным и региональным чиновникам, но зато резкие суждения и требовательная позиция подкупают простых граждан. Это верная и грамотная тактика. Главное, чтобы все это не стало очередной компанией. Мы видели Медведева и в Ганновере, видели его искренний интерес к новым возможностям российско-германского партнерства. Очевидна нацеленность на результат... Вопрос только в дееспособной и деятельной команде бли­жайших помощников и консультантов, способных творчески реагировать на требования сегодняшнего и завтрашнего дня...
 
Несколько иначе складывается ситуация у С. Иванова, поскольку в отличие от публич­ных проектов, курируемых Д. Медведевым, проблемы ОПК не являются для избирателей первоочередными и воспринимаются общественным мнением по-другому...
 

А что элита? Она с каждым днем все требовательнее будет оценивать потенциальных участников президентской гонки и их гражданскую зрелость...




Журнал "Наша власть: дела и лица"
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Статья опубликована 7 Июня 2006 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100