Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:



Статьи из журналов > Экономические журналы > Правила оружейника


Правила оружейника


Автор: Александр Демин
Источник: "Наша власть: дела и лица" - N2 (февраль 2006)

Недавно российский государственный посредник по экспорту и импорту вооружения и военной техники – ФГУП "Рособоронэкспорт" – отметил свое пятилетие. К юбилею предприятие пришло с немалыми достижениями, сумев удвоить объемы экспорта благодаря своей умелой политике. При всех сложностях мирового рынка оружия и напряженной ситуации в оборонно-промышленном комплексе России для военно-технического сотрудничества (ВТС) появились и благоприятные факторы. Его развитию, сами того не желая, во многом способствовали США, развернувшие слишком бурную внешнеполитическую активность, и своего шанса российские экспортеры не упустили.

Как известно, вслед за вступлением в НАТО восточноевропейские страны, несмотря на недостаток средств, вынуждены были отдать предпочтение западной военной технике. В ближайшее время Россия может рассчитывать там лишь на небольшие контракты по модернизации ранее поставленных систем. Однако российские специалисты не опустили руки, неустанно ведя борьбу за сохранение прежних контактов и приобретение новых. Этому способствовала реорганизация ВТС.
 
К началу 2000 года, когда развернулась серьезная реформа системы ВТС, среднегодовые поставки вооружений из России оценивались менее чем в три миллиарда долларов. Система страдала от кадровой чехарды. Дефолт конца 90-х годов привел к резкому ухудшению среды функционирования оборонной промышленности. Практически полностью прекратилось финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
 
Рост экономики и благоприятная конъюнктура на рынке энергоресурсов заметно ускорили развитие "оборонки". Увеличились объемы финансирования НИОКР, больше средств стало выделяться на оснащение Вооруженных сил. Начался процесс реструктуризации и консолидации оборонпрома, особенно активно – в наиболее важном с точки зрения обеспечения экспорта секторе авиационной промышленности и связанных с ним приборостроении, двигателестроении, производстве авиационных средств поражения. Объемы поставок вооружения и военной техники (ВВТ), по одним оценкам (Стокгольмский институт исследований проблем мира; СИПРИ), возросли с 4 млрд долл. в 2000 г. до 6,2 млрд долл. в 2004 г.; по другим (Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству) с 3,7 до 5,8 млрд долл. и в 2005 г. превысили 6,1 млрд. Несмотря на небольшие расхождения в оценках, специалисты едины в том, что Россия заняла первое место в мире в сфере торговли ВВТ.
 
Успехам российских экспортеров во многом способствовал экономический и военный рост двух основных покупателей нашего оружия – Китая и Индии. К наиболее крупным контрактам относятся закупки Китаем 76 многоцелевых истребителей Су-30МКК на сумму 3,6 млрд долл., 24 морских ракетоносцев Су-30МК2 (более 1 млрд долл.), 38 военно-транспортных самолетов Ил-76 и топливозаправщиков к ним Ил-78 на общую сумму около 1 млрд долл., двух эсминцев проекта 956ЭМ на 1,4 млрд долл., восьми дизельных подводных лодок (класса "Кило" по классификации НАТО) на 2 млрд долл. и 12 дивизионов зенитных ракетных систем С-300ПМУ1 и С-300ПМУ2 на 1,5 млрд долл.
 
К паритету в обычных силах с Китаем настойчиво стремится Индия, заключившая ряд значительных контрактов на разработку и поставку сложных систем вооружения – 140 истребителей Су-30МКИ и фрегатов нового поколения проекта 11356. Глубокой модернизации подверглись индийские дизельные подлодки класса "Кило", патрульные и противолодочные самолеты Ил-38, а в прошлом году было достигнуто соглашение о передаче в Индию модернизированного авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" с группировкой палубных истребителей МиГ-29К. При всем интересе к авиационным и морским вооружениям большое внимание по-прежнему уделяется пакистанскому фактору – ответ на закупку Пакистаном украинских танков Индия разместила в России заказ на 310 новейших танков Т-90С.
 
Эксперты сходятся во мнении о том, что активизация военного строительства Пекина и Дели в значительной степени объясняется влиянием внешнеполитического курса США, которые после прихода к власти Дж. Буша проявляют необычайную склонность к односторонним военным акциям. Таким образом, США, будучи заинтересованными в стагнации российского ОПК, фактически способствовали его стабилизации и развитию.
 
Интересно также и то, что успешному сотрудничеству с Индией и Китаем не повредило отсутствие поставляемых вооружений в нашей армии. В практике ВТС это считается большим минусом – покупатели предпочитают образцы, прошедшие всестороннюю обкатку в войсках. В данном случае поставки новейших ВВТ, которые во многом разрабатывались под требования инозаказчиков, позволяли затем переводить их в серию уже в интересах наших Вооруженных сил. Например, Су-27СКМ, пять единиц которого поступило на вооружение российских ВВС, является в значительной степени (особенно в отношении авионики) результатом наработок, достигнутых в ходе поставок Китаю истребителя Су-30МКК.
 
Шире круг
При всей значимости Китая и Индии для российского экспорта эти страны проявляют в своей политике прагматизм и, закупив у нас самое современное вооружение, все чаще интересуются западными образцами. В связи с этим прилагаются настойчивые усилия для диверсификации рынков сбыта российских вооружений.
 
Наиболее крупным контрактом за пределами китайского и индийского рынков стала сделка (стоимостью 952 млн долл.) на поставку в Малайзию 18 многоцелевых истребителей Су-30МКМ, созданных на базе индийского варианта Су-30МКИ. Кроме того, эта страна закупает в России вертолеты Ми-17, ПЗРК "Игла" и противотанковые ракетные комплексы. Другим крупнейшим покупателем российского оружия в регионе стал Вьетнам. Несмотря на экономические трудности, сделку по закупке истребителей Су-27СК и Су-30МК реализовала Индонезия. Даже Таиланд, который всегда ориентировался на приобретение американских вооружений, рассматривает вопрос о закупке российских вертолетов и истребителей Су-30МКИ.
 
Эксперты с похвалой отзываются о практике заключения не очень крупных, но имеющих дальний прицел сделок. Например, в 2002 году был подписан небольшой контракт (16 млн долл.) на поставку в Уругвай тяжелых полноприводных грузовиков-вездеходов "Урал", которые благодаря их использованию уругвайскими подразделениями миротворческого контингента ООН стали неплохой рекламой российского автопрома. 52 "Урала" закупили ВМС Мексики, и там уже вслед за Индией прорабатывается вопрос организации сборочного производства автомобилей этой марки.
 
В Латинской Америке крупнейшим покупателем российских ВВТ традиционно является Перу, где еще в 80-е годы на вооружении состояли 36 истребителей-бомбардировщиков Су-22 и больше 50 вертолетов "Ми". В настоящее время обсуждается вопрос о масштабной модернизации имеющегося парка российской авиатехники – вертолетов Ми-17 и истребителей МиГ-29. К числу новых и весьма перспективных покупателей российского оружия относится Венесуэла, которая в условиях высоких цен на нефть обладает ресурсами для приобретения дорогостоящей техники. В дальнейшем можно ожидать наращивания объемов торговли с этой страной, несмотря на отрицательное отношение США – министр обороны Рамсфелд не раз выражал недоумение интересом Венесуэлы к российскому оружию.
 
Третьим по значимости для России регионом экспорта продукции военного назначения (ПВН) после Юго-Восточной и Южной Азии в перспективе может стать Ближний Восток. По результатам 2004 года объемы поставок российской ПВН в страны Ближнего Востока и Северной Африки составил чуть менее 10% от общего объема российского экспорта. В перспективе они могут возрасти, несмотря на прочные позиции, которые занимают на этом рынке страны Запада. Например, Россия участвует в вертолетном тендере Турции, который объявляется уже в третий раз, но, вероятно, организатор конкурса руководствуется не только техническими преимуществами предлагаемых образцов.
 
В первых двух тендерах Россию представляла фирма "Камов", которая продвигала в Турцию "Эрдоган", созданный на базе отечественного вертолета Ка-50-2 и адаптированный под стандарты турецких Вооруженных сил в сотрудничестве с компанией "Израэль эйркрафт индастри". Первый и второй тендер Россия выиграла по техническим и экономическим параметрам, однако результаты в обоих случаях были отменены. Итог очередного тендера предсказать сложно, хотя по качеству российский вертолет нисколько не уступает американскому, а по цене имеет перед ним преимущество. Сообщается, что на третий по счету тендер предложен ударный ночной вертолет Ми-28Н. Положительный опыт эксплуатации российских вертолетов в Турции уже имеется. В частности, Казанский вертолетный завод в конце 1990-х годов выполнил контракт на поставку Анкаре 19 вертолетов Ми-17-1В.
 
В страны Ближнего Востока в советское время было поставлено большое количество вертолетов Ми-8/Ми-17. Только Сирия закупила примерно 200 вертолетов этого типа, из которых сейчас эксплуатируются примерно 60. Техника исчерпала свой ресурс и нуждается в ремонте и модернизации. В Египет в 1999–2000 годах было поставлено 20 вертолетов Ми-17-1В, а также несколько вертолетов Ми-172. В 2004 году Улан-Удэнский авиационный завод (УУАЗ) завершил совместно с "Рособоронэкспортом" выполнение контракта по поставкам вертолетов Ми-171Ш в Йемен (12 вертолетов).

В области самолетной техники самым крупным клиентом России на Ближнем Востоке в последние годы стал Йемен. В 2002 году корпорация "МиГ" поставила в Йемен 16 самолетов МиГ-29. Спустя два года по заказу ВВС Йемена российская сторона приступила к модернизации этих самолетов в вариант МиГ-29СМТ.
Всем странам региона Российская самолетостроительная корпорация (РСК) "МиГ" предлагает различные варианты модернизации поставленных ранее самолетов МиГ-21, МиГ-23, и МиГ-29. Разработан также вариант поддержания в боеготовом состоянии парка разведчиков-перехватчиков МиГ-25.
 
На авиасалоне МАКС-2005 Россия заключила с Иорданией соглашение о поставке в 2007 году двух военно-транспортных самолетов Ил-76МФ. Соответствующие документы подписали король Иордании Абдалла II, руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин и генеральный директор "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов. Это соглашение фактически знаменует собой прорыв самолетов Ил-76МФ на мировой рынок. Ранее "Ильюшин" экспортировал в арабские страны свыше 100 самолетов Ил-76. Теперь эти государства имеют возможность пополнения своих парков транспортных самолетов новой российской машиной.
 
В ближайшее время Россия может заключить с Алжиром контракт на закупку крупной партии авиационной техники. Речь идет о закупке до 50 истребителей МиГ-29СМТ, до 18 Су-30МКИ и до 80 учебно-тренировочных самолетов МиГ-АТ.
 
Возобновление контактов в сфере ремонта авиационной техники может произойти с Ливией, Вооруженные силы которой на 90% укомплектованы техникой советского производства. Вся эта техника устарела и требует срочной модернизации. В период санкций скопилось огромное количество требующих ремонта двигателей. Еще одним направлением сотрудничества может стать поддержание в боеготовом состоянии парка разведчиков-перехватчиков МиГ-25, что позволит Ливии при минимальных затратах обеспечить на должном уровне защиту своего воздушного пространства.
 
Иногда не желая того
Продолжается работа по продвижению авиационной техники в Иран. В 2004 году УУАЗ закончил поставку в Иран 36 вертолетов Ми-171Ш. Сейчас идет работа с иранскими частными компаниями, которые планируют закупить Ми-171 в гражданской версии. В то же время, Иран выразил намерение провести модернизацию ранее поставленных машин в гражданском варианте и доработать их в военную версию. В 2003 г. в Иран отправлены три новых ударных самолета Су-25УБК.
 
Как и в других регионах, на расширение ВТС с Ираном оказывает влияние политика США. Сообщается, что под впечатлением от постоянных угроз, выражаемых из-за океана, в конце ноября был подписан миллиардный контракт на поставку 30 новейших зенитно-ракетных комплексов "Тор-М1". Специалисты высказывают опасения, что эта сделка может осложнить отношения России и США. В соответствии с так называемым соглашением "Гор–Черномырдин" наша страна обязалась прекратить снабжать Иран оружием в расчете на содействие продвижению высокотехнологичной продукции на западных рынках. Однако этот расчет не оправдался, тогда как Иран может стать третьим по объемам поставок покупателем российского оружия. Ранее Россия поставила ему два полка истребителей МиГ-29 и бомбардировщиков Су-24, три дизельные подводные лодки класса "Кило", несколько дивизионов зенитно-ракетных комплексов С-200ВЭ. Создано лицензионное производство танков Т-72С, боевых машин пехоты БМП-2 и противотанковых ракетных комплексов "Корнет".
 
Эксперты утверждают, что решение возобновить ВТС с Ираном принято очень вовремя – эту нишу оружейного экспорта уже начали занимать другие продавцы вооружения. Например, Франция активно продвигает в Иран свои комплексы ПВО "Мистраль" и самолеты "Мираж". Германия предлагала Тегерану закупить бронетанковую технику и подводные лодки. Отмечались попытки экспорта в Иран двойных технологий (ракетных двигателей) и со стороны американцев. Правда, этим занимались "частные компании", поэтому громких заявлений из Вашингтона не последовало. Кроме того, в экспорте вооружений в Иран были замечены Китай, Южная и Северная Корея и Пакистан.
 
Тегеран не скрывает, что "Торы" нужны ему в том числе и для защиты ядерных объектов (в частности, атомной станции в Бушере). Комплекс "Тор-М1" относится к 5-му поколению зенитно-ракетного вооружения и одинаково эффективно может противостоять как авиации, так и крылатым ракетам. Для Москвы это уже второй за последнее время случай, когда она сопротивляется нажиму Вашингтона. Недавно Кремль отстоял свое право продавать ЗРК "Стрелец" в Сирию. Подтверждая приверженность взглядам о недопустимости распространения оружия массового уничтожения, Россия постепенно занимает более независимую позицию; например, начальник Генштаба Юрий Балуевский обращает внимание на то, что "Вашингтон требует прозрачности ядерных программ Ирана и Северной Кореи, но почему-то закрывает глаза на то, что Израиль давно обладает внушительным арсеналом ядерного оружия. Похожая ситуация и с договором о нераспространении ракетных технологий".
 

Примеру западных конкурентов, не слишком страдающих от угрызений совести при поставках вооружения в конфликтные зоны, начинает следовать и Россия. Ось зла – достаточно условное понятие и, как правило, охватывает не столько опасные для человечества, сколько неприятные режимы для Вашингтона. Дружественное отношение США к России пока не слишком проявляется в их восточной политике – американские базы, организованные в целях борьбы с терроризмом, все плотнее стягивают кольцо вокруг наших границ. В этих условиях ограничения поставок вооружения исключительно кругом союзников США перестают отвечать интересам РФ – тем более, что сами эти союзники, хотя и не лишены права на приобретение новейшей продукции российской "оборонки", предпочитают западные образцы. Можно отметить, что особенно привязаны к ним те, кто получает от США помощь, и ожидать перемены в их настроениях в ближайшее время не приходится. При таких условиях вполне обоснованной выглядит позиция министра обороны РФ Иванова, заявившего о готовности поставлять вооружение одновременно самым разным покупателям, учитывая не только баланс сил в регионе, но и интересы собственной национальной безопасности и коммерческую выгоду.




Журнал "Наша власть: дела и лица"
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Статья опубликована 9 Марта 2006 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100